Искусство и наука: точки соприкосновения
Первый семинар
19 ноября 2016
Полная видеозапись:
http://online.hermitage.ru/videos/video/1035/
Николас Исто
Art, Analysis & Research (AA&R),
Великобритания
Материя искусства:
наука, раскрывающая секреты картин
Физик и искусствовед, признанный специалист по научному анализу и оценке живописных произведений расскажет о современных технологиях, позволяющих отличить подделку от оригинала и проникнуть на новый уровень изучения и понимания живописи.
Клаудия Ластра
Arts Catalyst, Centre for Art,
Science & Technology, Великобритания
Наука и Искусство:
места, ситуации, события
Куратор галереи Arts Catalyst, поддерживающей и развивающей искусство, связанное с наукой и современными технологиями, расскажет об истории и практике сотрудничества художников
и ученых и использовании технологий
в произведениях искусства.

В поисках реальности:
инструменты и методы

Второй семинар
17 декабря 2016
Полная видеозапись:
http://online.hermitage.ru/videos/video/1064/
Ханс Бьелкхаген
Профессор Interferential Imaging Sciences университета Глиндура, Центра современной оптики (CMO), расположенном в Северном Уэльсе, Великобритания
Голография и музейная документация
Профессор Ханс Бьелкхаген получил Докторскую степень в Королевском институте технологии (Швеция) в 1978 году. Его наиболее значимый академический вклад — это книга об ортохроматических записывающих материалах в голографии и их обработке, опубликованная издательством Springer. Самая последняя его книга, "Ультрареалистичная визуализация", написанная в соавторстве с Дэвидом Бразертоном Рэтклиффом, была опубликована CRC Press в 2013 году. Бьелкхаген является членом Оптической ассоциации Америки (OSA), а также членом Международного сообщества оптической инженерии (SPIE)
Дмитрий Булатов
Художник, теоретик искусства, куратор, Балтийский филиал Государственного центра современного искусства (Калининград)
Science Art: Искусство на грани науки
Стрeмлeниe сoврeмeннoй нaуки пoзнaть и тeм сaмым прeoдoлeть цeлый ряд прирoдных зaкoнoмeрнoстeй зaстaвляeт нaс вспoмнить o знaмeнитoм гeтeвскoм изрeчeнии "stirb und werde" – умри и oбнoвись, прeйди и будь. Или, вырaжaясь сoврeмeнным языкoм – прeдпoлaгaeт усилиe пo oвлaдeнию пoстбиoлoгичeскoй "пeрсoнoлoгиeй" (тo eсть бeскoнeчнo глубoким пeрeплeтeниeм живoгo и нeживoгo, искусствeннoгo и eстeствeннoгo и т.д.), стрeмлeниe пoстичь кoтoрую, являeтся, кaк извeстнo, oдним из элeмeнтoв культуры всeгo Нoвeйшeгo врeмeни. Сoсрeдoтaчивaя внимaниe нa прoизвeдeниях искусствa, выпoлнeнных с испoльзoвaниeм нoвeйших срeдств XXI вeкa – рoбoтoтeхники, IT и биoмeдицины – Дмитрий Булaтoв пытaeтся выяснить, чтo лeжит в oснoвe вoзникнoвeния "искусствeннoй", "тeхнoлoгичeскoй" рeaльнoсти и кaк этa рeaльнoсть вoздeйствуeт нa нaс? Вoзмoжнo ли пeрeизoбрeсти язык, кoнструирующий и oписывaющий мир тeхнoлoгий? Зaдaчa этoй лeкции – пoкaзaть, кaк худoжники сoздaют нoвыe фoрмы и нoвыe идeнтичнoсти – нo нe в кaчeствe прoтaгoнистoв oпрeдeлeннoгo истoриeй тeхнoлoгичeскoгo нaррaтивa, a в кaчeствe eгo твoрцoв.
Окружающая среда: сохранение культурного наследия
Третий семинар
21 января 2017
Полная видеозапись:
Часть 1
http://online.hermitage.ru/videos/video/1097/
Часть 2
http://online.hermitage.ru/videos/video/1098/
Остин Невин
Химик и реставратор, научный сотрудник в Национальном исследовательском совете, Институте фотоники и нанотехнологий, Италия
Искусство и его среда: сохранение культурного наследия
Лекция известного итальянского химика и реставратора Остина Невина будет посвящена материальной природе различных произведений искусства, ее тесной связи с окружающей средой, а также вопросу сохранения различных типов «художественных поверхностей», чувствительных к освещенности, влажности и температуре.
Остин Невин раскроет секреты применения современных лабораторных методов для исследования тех изменений, которые происходят в произведениях искусства под воздействием света, перепадов влажности воздуха и других факторов. Например, голографическая интерферометрия успешно применяется к живописи на дереве для определения ее динамических изменений, лазерная спектроскопия позволяет оценить состояние красочного слоя, чувствительного к воздействию света, температуры и влажности. Исследования произведений искусства и воздействия окружающей среды познакомят с результатами изучения египетских артефактов, идентификации органических структур "Тайной вечери" Леонардо да Винчи, красок на картинах Веронезе и Ван Гога.


Вадим Фишкин
Художник, Россия/Словения; профессор, Центр искусства и медиа-технологий в университете Карлсруэ
Лёгкие материи: вокру­г "света"
Вадим Фишкин (род. в 1965 году в Пензе) – известный художник, сейчас работающий в Любляне (Словения). В своих работах он исследует отношения между наукой и собственными переживаниями, между воображением и желаниями, между метафизикой и прагматикой и между реальным и искусственным. Основным полем для исследований Фишкина является наука и ее методы, поскольку он использует новейшие технологии для по-настоящему поэтических вещей.
Работы художника были представлены в ряде групповых и персональных выставок, включая три Венецианские биеннале (1995, 2003 и 2005), Манифесту 1 (Роттердам), 3-ю Стамбульскую Биеннале, Национальную Галерею Жё-де-пом (Париж), Центр искусств и медиатехнологий (Карлсруэ), Галерею XL (Москва) и др.
На примере своих работ Вадим Фишкин будет говорить об использовании света в своих произведениях, о свете как художественном инструменте, его эфемерности и материальности одновременно.
Технологии в искусстве: инструмент и медиа
Четвертый семинар
18 февраля 2017
Полная видеозапись:
http://online.hermitage.ru/videos/video/1126/
Параскеви Поули
Ведущий научный сотрудник, Фонд поддержки научных исследований и технологий (FO.R.T.H.), Институт электронных структур и лазеров, Греция
Лазерные технологии: открывая красоту объектов культурного наследия
Лекция одного из ведущих европейских специалистов в области применения современных лазерных технологий будет посвящена решению сложных вопросов диагностики и реставрации объектов культурного наследия. Это и очистка различных типов поверхности, основанная на лазерной абляции, которая была успешно применена к работе со скульптурами Афинского Акрополя, и определение химического состава материалов произведений искусства, различных археологических находок. Параскеви Поули расскажет и о значимых перспективах применения лазеров в реставрации предметов искусства, а также об аналитических методах исследования в области сохранения культурного наследия на основе лазерных технологий с использованием уникальных мобильных установок.
Кен Ринальдо
профессор, программа искусства и технологии Департамента искусства, Государственный университет Огайо, США
Технологическое искусство: прорывы и вызовы
Роль технологии в искусстве комплексна, так как искусство, в котором используются научные концепции и новые технологии, сталкивается со всеми проблемами науки, в то же время поэтично выражаясь при помощи материалов и процессов, которые сложны физически и культурно. Некоторые говорят, что наука – лишь соблазнительный материал для искусства. Другие верят в то, что искусство может сыграть важную роль в том, как наука и технологии воспринимаются обществом. В своем докладе международно известный художник Кен Ринальдо, работающий с био-артом и роботическим искусством, будет говорить о том, как инструменты и концепции поэтично сливаются в практиках art&science. А также о том, как художники и ученые вместе работают с базовыми человеческими константами, такими как любознательность, игра и взаимодействие. Искусство и наука стали настоящими компаньонами в современном мире, а на их пересечении рождаются самые неожиданные вещи.
Био-инженерия и био-арт
Пятый семинар
18 марта 2017
Полная видеозапись:
Часть 1
http://online.hermitage.ru/videos/video/1147/
Часть 2
http://online.hermitage.ru/videos/video/1148/
Максим Артемов
Профессор, Университет Вашингтона в Сент-Луисе, США
Метаболизм: от Ганса Кребса до Эдварда Мунка
Одной из важнейших целей научных исследований является способность понимать целое на основании составных частей, и метаболизм является одним из наиболее сложных для понимания объектов вследствие глобальной взаимосвязанности индивидуальных частей. Слово "Метаболизм" определяется как "обмен веществ, который позволяет организмам поддерживать жизнь, развиваться и размножаться". Само слово было впоследствии позаимствовано различными направлениями в искуcстве в контексте философской интерпретации метаболизма как непрерывной взаимотраснформации составных частей порождающих живую, функционирующую систему. Наиболее яркими примерами воплощения концепции метаболизма вне научных рамок являются картины в стилистике "Метаболизма" Мунка и самобытное направление в архитектуре с одноименным названием "метаболизм". Используя примеры из своей научной деятельности в области системной иммунологии, Артемов расскажет о том какую роль метаболизм играет при иммунном ответе, что общего между наукой и искусством в методах и подходах к пониманию сложных сетевых процессов, и какие уроки можно извлечь ученым из искусства.
Орон Кэттс
Художник, Центр разработок в области био-арта, Кафедра анатомии, физиологии и биологии человека, Университет Западной Австралии
Выращивая искусственное: оспаривая инженерные подходы к жизни
Об инженерии тканей и регенеративной биологии обычно говорится в отношении к биомедицинским исследованиям и применениям. Однако в последнее десятилетие мы наблюдаем смещение; возрастает интерес к изучению тканевой инженерии и технологий регенеративной биологии для других нужд, в том числе для массового рынка, искусства и дизайна. В этом выступлении я выделю разработки этой направленности и расскажу о мясе и коже «из пробирки», био-машинных приводах и интерфейсах, спекулятивном дизайне и о современных художественных практиках.
Развитие концепции «спорного» дизайна как продуктивного инструмента для внимательного изучения применений био-технологий для немедицинских потребительских продуктов и других культурных артефактов — это новый способ реализации культурного влияния биологических наук. Избегая утопический и антиутопических заявлений, используя понятие «спорного», этот доклад будет основан на моем обширном опыте использования тканевой инженерии для не-медицинских нужд с целью размышления о том, что ведет к такого рода применениям, об их возможном развитии в будущем, а также с целью выделения некоторых философских и этических убеждений, возникающих благодаря новым технологическим подходам к жизни.
Опыт интерпретации: механизмы нейросетей
Шестой семинар
15 апреля 2017
Полная видеозапись:
http://online.hermitage.ru/videos/video/1175/
Зои Капула
Директор по науке в области когнитивной нейрофизиологии, Национальный центр научных исследований Франции, Париж
Нейрофизиология эстетики: структура знания и новые модели
Художественное произведение представляет собой уникальный и сложный объект, созданный в характерной для того или иного художника технике. Как правило, оно воспринимается нами в определенном экспозиционном контексте. Поэтому воздействие, которое оно оказывает на зрителя, тоже будет уникальным. Анализ и исследование этого воздействия требуют комплексного экспериментального подхода, предпочтительно in situ (на месте). Процесс осложняется невозможностью создания «контрольного стимула» для сравнения со стимулом, вызываемым тем или иным произведением искусства, а также невозможностью контролировать обстановку в музее во время эксперимента. Однако, такие комплексные методологии исследования открытых систем имеют важное значение не только для эстетики, но и для других областей науки. Зои Капула представит результаты своих исследований в области нейрофизиологии эстетического восприятия: исследование движения глаз, впервые выполненное в музее Майоля на материале выставки Ф. Бэкона в 2004 году и повторенное позднее в лабораторных условиях; и исследование движений тела и субъективного восприятия визуальной вертикали, проведенные в Гран-Пале, во время выставки Ричарда Серры в 2008-м. Некоторые произведения искусства бросают вызов нашим ощущениям гравитации и равновесия (Р. Серра), а другие — восприятию глубины и движения (Ф. Бэкон). Глубже понять физиологию восприятия произведений искусства могут помочь комплексные методологии открытых систем, разработанные Капулой и ее лабораторией.
Ольга Киселева
Художник, директор лаборатории Art&Science Университета Париж 1 Пантеон-Сорбонна
Чувствующие миры: био-интерфейс как исследовательское пространство art&science
Био-интерфейсы, разрабатываемые сегодня в лабораториях, умны и эффективны: ученые воспроизводят механизмы и процессы, которые живые организмы оптимизировали на протяжении многих поколений. Ученые также добиваются успехов в формировании у микро-организмов ранее невообразимых качеств. Художники, обращаясь к таким медиа, работают не с внешней формой, а с внутренними структурами материи — не с объектом, но с его свойствами. Биологический интерфейс воспринимается как материальное, так и как нематериальное присутствие. Это произведение искусства, которое, цитируя Гастона Башляра, "имеет вес, имеет сердце", и которое — от метафорически-поэтического касания до вполне осязаемой тактильности, от любовных объятий до смертоносного удушения — может глубоко тронуть нас. Подобные субстанции/био-интерфейсы/живые материалы, являясь эффективными и активными, самим своим присутствием и способностью делать реальность чужеродной для нас, вызывают сильную гамму эстетических чувств. Благодаря био-интерфейсу искусство обретает способность реагировать и позволяет нам вступить в контакт с ним напрямую с помощью языка тела. Об этом следует задуматься, учитывая, что наши мысли изначально телесны. С осмысления возможностей тела начинается наш пусть к искусственной жизни.
Анализ Big Data и цифровое творчество
Седьмой семинар
21 мая 2017
Полная видеозапись:
http://online.hermitage.ru/videos/video/1186/
Дмитрий Муромцев
Заведующий кафедрой информатики и прикладной математики, руководитель международной лаборатории "Интеллектуальные методы обработки информации и семантические технологии", Университет ИТМО, Санкт-Петербург, Россия
Art of Data: анализ данных в цифровом творчестве
Информационное пространство, в котором мы все обитаем, уже проникло во все сферы нашей жизни. Без сети Интернет, социальных медиа и мобильных технологий невозможно представить ни один творческий проект, а некоторые из них существуют уже только в виртуальном мире. В то же время мы еще лишь входим в мир, где данные будут окружать нас повсюду, где любое действие будет сопровождаться анализом его данных, производимым машинами.
Столетиями накопленные массивы информации об обществе, экономике и культуре гораздо более осмыслены и полезны, чем это может показаться на первый взгляд. Но чтобы извлечь пользу из этих залежей данных, нужно создавать новые методы работы с ними, подобно тому, как в XX веке изобретались новые методы добычи полезных ископаемых.
Цифровое творчество — это та область, где свобода мышления и неограниченная фантазия способны создавать неожиданные и новаторские методы анализа данных для формирования аудиовизуальных образов, осмысленных для человека и интерпретируемых машинами. В данной лекции будет показано, как в переплетении творческого процесса и математического анализа формируются объекты искусства из реальных данных по экономике, безопасности и т.п.

Джули Фриман
Художник, доцент Института открытых данных, Лондон, Великобритания
Big Data как художественный материал
Данные обеспечивают основу для почти всех наших коммуникаций, включая "машина — машине", "человек — машине" и, все больше, "человек — человеку". Неудивительно, что один из наиболее распространенных материалов нашего времени используется художниками для создания работ.
В этом выступлении Джули Фриман расскажет о разнообразных художественных проектах программы "Данные как культура" Института открытых данных в Лондоне. Тем самым она покажет ряд возможностей, которые дает использование данных — от экранной анимации до мягкой роботики — и классификацию данных как художественный материал. Фриман также продемонстрирует ее собственные опыты работы с данными живых организмов, включая рыб и колонию кротов.

Коллаборации ученых и художников
Восьмой семинар
17 июня 2017
Полная видеозапись:
Часть 1
http://online.hermitage.ru/videos/video/1221/
Часть 2
http://online.hermitage.ru/videos/video/1222/
Чарльз Фалько
Профессор, Аризонский университет, Тусон, США
Искусство, созданное оптикой
Недавно знаменитый британский художник Дэвид Хокни обратил внимание, что некоторые рисунки и картины, начиная с эпохи Возрождения, кажутся почти "фотографически" реалистичными. После тщательного визуального исследования Западного искусства последнего тысячелетия, он выдвинул революционную гипотезу о том, что художники, включая таких мастеров как Ван Эйк и Беллини, скорее всего использовали оптические устройства в своей работе. Эта гипотеза, известная в литературе как гипотеза Хокни–Фалько, подробна описана в книге "Секреты старых картин", вышедшей в 2001 году, и ряде публикаций, последовавших за книгой. В своем докладе профессор Чарльз Фалько продемонстрирует некоторые визуальные аргументы в пользу этой гипотезы, обнаруженные в ходе этого удивительно продуктивного сотрудничества между ученым и художником. Последние результаты работы в этой области включают разработку портативного раман-спектрометра, позволяющего проводить анализ живописных пигментов и других произведений искусства, не прибегая к их трудоемкой транспортировке в лаборатории.
Паола Антонелли
Ведущий куратор департамента архитектуры и дизайна музея Современного искусства МоМА, директор-учредитель отдела исследований и развития МоМА, Нью-Йорк
Дизайн и эластичный разум
Выставка "Дизайн и эластичный разум", прошедшая в Музее Современного Искусства (МОМА) в Нью-Йорке, продемонстрировала примеры успешного использования передовых научных и технологических разработок в дизайне, а также обратила внимание на изменения в самом образе "дизайнера" – от "создателя формы" к главному "переводчику" чрезвычайно динамичной реальности. Почти десятью годами позже, куратор Паола Антонели расскажет о более тесных и плодотворных взаимодействиях между дизайнерами и учеными, отношениях, которые радикально изменили науку и искусство изнутри.
Made on
Tilda